Валерий Хорошковский утверждает, что поменял канал "Интер" на кресло главного таможенника исключительно ради удовлетворения личных амбиций.
В интервью Контрактам Валерий Хорошковский рассказал о том, что:
1) хочет добиться для таможни права вести оперативно-розыскную деятельность
2) уровень коррупции в госструктурах существенно выше, чем в бизнесе
3) в российском бизнесе больше жесткости
4) создает медиагруппу, чтобы доминировать на рынке.
Рассчитывает
ли Гостаможслужба на сокращение объемов контрабанды после вступления
Украины в ВТО и автоматического снижения ввозных пошлин на ряд товаров,
в частности, на импортные автомобили?
-
Большинство таможенных норм Украины уже давно соответствуют правилам
ВТО. Товарных групп, по которым в мае будет снижена пошлина, не так уж
и много. Контрабанда живет своей жизнью, не пересекающейся с изменением
ввозных пошлин. Например, на объемы контрабанды значительно сильнее
влияют правила администрирования НДС.
С
отменой вексельной схемы оплаты "импортного" НДС, который вместо
налоговиков начали собирать таможенники, ГНАУ сорвала план поступлений
НДС в бюджет. Ваши отношения с председателем налоговой Сергеем Буряком не испортились?
-
Другого выхода не было. Очень многие вексельные схемы были фиктивными.
В 2007 году выписали векселей на 15 млрд грн, а оплачено только 2 млрд
грн. Неудивительно, что таможенная стоимость многих товарных групп, по
которым отменили векселя, резко снизилась. НДС уже возмещается живыми
деньгами. Что касается отношений с Сергеем Буряком... Хотел бы более
плотной кооперации таможни с налоговой. Все поступления, которые не
добрали на таможне, можно добрать на внутреннем рынке. Налоговая и
таможня как два сосуда: чем больше соединяющая их трубка, тем быстрее
они наполняются.
После
того как в феврале Гостаможня вдвое увеличила отчисления в бюджет,
премьер-министр потребовала от вашего ведомства увеличить ежемесячные
отчисления до 10 млрд грн. Это реально?
-
Вполне. В первую очередь за счет борьбы с занижением таможенной
стоимости при растаможке товаров. Только благодаря этому мы можем
добиться троекратного увеличения поступлений. Когда субъекты ВЭД начнут
декларировать реальную таможенную стоимость, начнем борьбу с занижением
в таможенных декларациях количества ввозимого товара. А вообще, хоть мы
постоянно и меняем ловушки, схемы, матрицы противодействия контрабанде,
недобросовестные бизнесмены не начнут растаможивать ввозимые товары в
соответствии с законом, пока наказание не будет адекватным нарушению.
Какие схемы противодействия контрабанде действуют сейчас?
-
Я не хотел бы детализировать конкретные методы, чтобы не спугнуть
контрабандистов. Скажу лишь, что мы постоянно их меняем. Таможня -
высокотехнологичная система, с учетом развития информационных
технологий новая схема противодействия контрабанде может быть
задействована на любом этапе таможенного контроля. Сейчас, к примеру,
вызывает сомнения качество контроля грузов, правдивость предварительных
деклараций. Бизнес, например, начал использовать схемы, позволяющие по
одной декларации провести несколько грузовиков. Технологии борьбы с
контрабандой нужно постоянно оттачивать. Многие действующие методы
основаны на приказах середины 1990-х, когда технические возможности
были принципиально другими. Кроме того, наши технологи рассуждают так:
схема будет действовать тогда, когда таможенник и предприниматель будут
действовать честно. Я же считаю, что нужно исходить из того, что и тот
и другой будут постоянно нарушать правила.
Минфин,
пытаясь ликвидировать очередную схему льготного ввоза автомобилей,
обязал субъектов малого предпринимательства - неплательщиков НДС - при
осуществлении операций по импорту товаров в Украину платить налог.
Правы ли автодилеры, утверждающие, что это нововведение в значительной
степени увеличит объемы серого импорта машин?
-
Автодилеры называют серым импортом все, что идет мимо них. Но, хочу
напомнить, что автомобили могут поставляться как гражданами, так и
другими компаниями, а не только официальными дилерами.
Жизнь
таможне усложнила большая разница между стоимостью доллара и евро.
Автомобили на американском рынке гораздо дешевле, чем на европейском,
особенно премиум-класса. Автомобили из Европы, предназначенные для
Америки, массово везут в Украину. Сейчас ведем переговоры с немецкой
фирмой, с помощью которой по ВИН-кодам в онлайн-режиме таможня сможет
получать всю информацию о происхождении, сборке, комплектующих
автомобиля, в том числе и по секонд-хенду, его стоимости. Если мы
сможем приспособить систему распознавания авто, легализируем эту
информацию, серого импорта будет меньше. Система стоит недорого, купить
ее таможне вполне по силам.
Через какие порты в Украину попадают серые автомобили?
-
Прежде всего через Ильичевск. Очень много легковушек завозят под видом
разобранных или запчастей. В Украине выдано слишком большое количество
лицензий на сборку автомобилей. Я знаю случай, когда старая модель
Mercedes с 140-м кузовом после "обработки" тракторной бригадой стала
Mercedes с 221-м кузовом. Бизнес всегда придумывал новые формы обхода
законов, перед которыми государство бессильно. Темп, с которым бизнес
предлагает изменения, значительно выше скорости реакции контролирующих
органов.
Гостаможслужба
в свое время договорилась с Всеукраинской ассоциацией автомобильных
импортеров и дилеров о сотрудничестве: взамен на информацию о серых и
черных поставках таможня будет растаможивать автомобили официальных
дилеров по упрощенной схеме. Меморандум действует?
-
Такое сотрудничество никогда не даст стопроцентного результата. Мы
помогаем им, они нам, хотя бы тем, что предоставляют информацию о
текущем уровне цен производителей. Но машины - такой товар, цена на
который зависит даже от типа покраски. Что уж говорить о подержанных
авто. Я рад, что это соглашение существует, но не уверен, что оно
результативно.
Энергетическая
региональная таможня возбудила уголовное дело по факту ввоза в Украину
5,5 млрд куб. м природного газа на сумму 4,999 млрд грн без таможенного
оформления. По мнению экспертов, основными обвиняемыми могут стать
представители НАК "Нефтегаз Украины". Так ли это?
-
Гостаможслужба возбудила уголовное дело по факту контрабанды природного
газа неустановленными лицами. Но будут ли обвинения, сказать сложно.
Вообще тяжело отследить, какой газ попал в страну, мы ведь не можем
этот товар пощупать. Нам остается полагаться на контракты и показания
счетчика о входе и выходе голубого топлива. Фиксируем объемы газа, то,
что осталось в стране, должно пройти таможенное оформление.
Друг СБУ
Служба безопасности заявила, что будет помогать Гостаможне бороться с контрабандой. Вы готовы принять эту помощь?
-
В принципе, да. Но нам нужно четко разграничить полномочия. Я, как
глава таможни, отвечаю и должен отвечать за борьбу с контрабандой. СБУ
готова мне помогать, и я этому рад, потому что в отличие от нас они
могут вести оперативно-розыскную деятельность. Помощь СБУ будет
незаменима, пока у нас не появится право на ОРД. Мы инициируем
изменения в законодательство для того, чтобы Гостаможслужба могла вести
оперативно-розыскную деятельность. Борьба с контрабандой требует
определенных навыков, знаний и очень четкого соблюдения технологий.
Если таможенники определили товар как контрабандный, но при этом
ошиблись в процессуальных тонкостях, они уже никогда не докажут факт
преступления. В Украине до суда доходит очень мало дел, связанных с
контрабандой, из них 90% рассыпаются в суде, из 10% - реальными
наказаниями заканчиваются только 10%, то есть примерно один процент!
Огромное количество людей пытаются доказать факт контрабанды, все
заняты, всем платят зарплату, а на выходе гора рождает мышь.
С какой целью региональные таможни заменили областными?
-
Региональные таможни частично выполняли функции центрального аппарата,
а мне посредники не нужны. Новые же таможни выполняют функцию
внутренней таможни с непосредственным и полным подчинением
Гостаможслужбе.
Что еще планируете поменять в структуре таможни?
-
Мы будем пересматривать кадровый состав ряда таможен, подозреваемых в
оборванных транзитах (схема, когда товар якобы экспортируется, а на
самом деле остается в стране). Планируем закончить кадровую чистку в
течение полугода.
Почему на украинско-польской границе постоянные заторы?
-
Прежде всего из-за колоссального увеличения количества автотранспорта.
Технологические возможности таможни в Ягодине позволяют ей пропускать
170-180 транспортных средств в день, а там проходит 500. Нам остается
только поднять шлагбаум и смотреть, как этот караван идет без
таможенного досмотра. Инфраструктура на западной границе была построена
в 1998 году. С тех пор деньги на усовершенствование пунктов пропуска не
выделяли, персональный состав не менялся, хотя количество транспорта
ежегодно увеличивается.
Круче русских
Как
вы считаете, почему именно вас назначили председателем Гостаможслужбы?
Ведь у вас не было опыта работы ни в силовых, ни в таможенных
структурах.
- Я
профессиональный управленец и достаточно долго руководил крупными
бизнес-структурами. Думаю, люди, принимавшие решение о назначении,
тщательно проанализировали мои профессиональные навыки.
Управление госструктурой от управления компанией сильно отличается?
-
Конечно. Управление сводится не только к функциям менеджера, но и к
человеческому фактору. А уровень коррупции в госструктурах существенно
выше, чем в бизнесе. Кроме того, существует ряд должностей и профессий,
которые котируются не только в госучреждениях, но и на рынке труда в
целом, к примеру, IT-специалисты. Государственные структуры оценивают
их труд на порядок ниже, чем частные компании. Поэтому в Гостаможслужбе
я столкнулся с проблемой удержания кадров. Люди приходят, обучаются и
предлагают свой труд за приличную оплату частникам. Их с удовольствием
покупают, так как они уже опытные специалисты. У меня нет инструментов,
чтобы их удержать.
Зачем вам, успешному бизнесмену, брать на себя ответственность за громоздкую и коррумпированную госструктуру?
-
Это как со штангой: чем больше вес, тем значительнее трудности, задачи
и выше амбиции. Однако положительный результат приносит огромное
удовольствие. Когда я впервые попал в госструктуру, мне было достаточно
сложно (с 30 ноября 2002 года по 11 января 2004 года - министр
экономики и по вопросам европейской интеграции. - Ред.). Сейчас намного
легче.
Вы возглавляли российскую Евраз Груп. Чем отличается российский бизнес от украинского?
-
Жесткостью, темпом и конкуренцией. Жесткость работы в российских
структурах намного сильнее, а темп и конкуренция намного выше.
Российский мир бизнеса заставляет шевелиться, быстрее договариваться,
не дает возможности ошибаться. Это постоянная борьба за выживание. Я бы
хотел, чтобы и в Украине было так же.
Почему собственники ЕвразХолдинга пригласил именно вас?
-
Когда я приглашаю на работу, я знаю почему. Так что об этом нужно
спросить у представителей Евраза. С руководством российской компании я
был знаком очень давно и ехал не в компанию, а к людям, с которыми
общаюсь много лет. Я хорошо понимал, что меня ждет и при каких условиях
придется работать.
Существует
мнение, что с помощью Хорошковского Евраз планировал обеспечить мощное
лобби во время первой приватизации Криворожстали...
-
Эксперты очень интересные люди: сначала делают прогнозы, а потом
пытаются объяснить рынку, почему они не исполняются. Я спокойно
отношусь к подобным заявлениям. Могу сказать одно: мой лоб цел, я
ничего не лоббировал.
До назначения главой Гостаможслужбы вы управляли телеканалом "Интер". Насколько выгоден медиабизнес?
-
Признаюсь, очень выгоден. Раньше медиа занимались по политическим
мотивам, но с каждым годом все больше доминирует бизнес-интерес. Я бы
сказал, сейчас новостям можно доверять. По крайней мере, правдивое
зерно всегда присутствует. Можно спорить о качестве: нравится или не
нравится, но это вопрос вкуса. Например, руководство Интера в основном
готовит программы, исходя из желания повысить рейтинг канала.
Зачем вы создаете медиагруппу?
-
Чтобы доминировать на рынке. Медиагруппа помогает отдельным каналам или
изданиям выжить на рынке. Отдельно взятые каналы не имеют перспективы.
http://kontrakty.com.ua